Последние десятилетия нам только и говорят о голоде начала 1930-х в СССР, да и в дореволюционной России тоже. А как Запад? Знали ли там, что такое голод? Сначала приведём небольшую справку из энциклопедии.
«В Западной Европе вплоть до XVIII в. голод был обыкновенным явлением, против которого правительства принимали различные меры. С середины XIX века Западная Европа избавилась от голода вследствие перемены политического строя, подъёма народного хозяйства, развития путей сообщения. С XI по XVI века на каждое столетие приходилось по 8 Г. С течением времени число Г. увеличивается: в XVIII веке было 34, в XIX до 1854 года – 35». (Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.4. Г. М.: Эксмо, 2006. С.150).
Как видим, в период генезиса капитализма число голодных лет в Европе резко возрастает, особенно в 18 и 19 веках. Так, в начале 19 века за 54 года было 35 голодных лет. Практически – это половина столетия нескончаемого голода.
И не без веских на то оснований, известный французский историк Ж. Ле Гофф, крупнейший специалист по истории западноевропейской средневековой цивилизации, отмечал: «Средневековый Запад – прежде всего мир голода».
И неслучайно, что после Великих географических открытий население Европы, спасаясь от голода, эпидемий, массового обнищания, репрессий, кровавой мясорубки Реформации, череды либерально-капиталистических революций и междоусобных войн, огромными массами стали разбегаться в поисках лучшей доли в Америку и на другие континенты и районы земного шара.
А теперь о трагедиях и бедах Европы периода возникновения и распространения капитализма более подробно и на основе научного и академического труда «История Европы в 8 томах» (Издано 5 томов).
Никакой беллетристики, а только одни выдержки из этого фундаментального научного источника.
«В XVI – первой половине XVII в. наряду с новым мы найдём ещё много общего с собственно средневековьем. Питание по-прежнему было обусловлено естественным сезонным ритмом, зависело от климатических условий. Человек ещё не вполне освободился от страха голода, которому было подвержено на протяжении всей своей истории средневековье. «Средневековый Запад – прежде всего мир голода» (Ж. Ле Гофф)». (История Европы в восьми томах. Т.3. М.: Наука, 1993. С. 33).
«Коэффициент рождаемости для этого периода в целом был высок, но высокой в эти столетия оставалась и смертность новорождённых. В целом средняя продолжительность жизни составляла несколько выше 30 лет». (Там же, с. 32).
«Стремительный рост нищенства, бродяжничества с середины XV в. и особенно в XVI в. – явление, общее для всех европейских стран и регионов, с наибольшей полнотой и выразительностью проявившееся в городах. Городская беднота и нищие представляли сильно дифференцированный слой. Их привилегированную группу составляли так называемые «домашние бедняки» из числа обедневших, но не деклассированных ещё бюргеров, обитателей госпиталей, приютов, конвентов.
К ним примыкали те, кто имел привилегии на сбор милостыни – пилигримы, монахи нищенствующих орденов, но также цеховые ученики, школяры, студенты. В толпу бродяг, просивших подаяние, вливались отпущенные со службы ландскнехты, возвращающиеся турецкие пленники, те, кто был вырван из привычного жизненного русла голодом вследствие неурожая, стихийных бедствий, военного разорения.
Различны были методы и «техника» сбора милостыни – на улицах, у храма и в самом храме (невзирая на запреты), «у дверей». Наиболее сплочёнными были чаще всего слепые, имевшие своего «короля». Особую группу составляли профессиональные попрошайки-мошенники». (Там же, с. 37 - 38).
«Во многих европейских городах проблема нищенства и бродяжничества отразилась в городской топографии – названиях улиц, кварталов, переулков, свидетельствуя одновременно и об излюбленных этим маргинальным элементом местах обитания, и о стремлении властей локализовать его местонахождение. Бродяги, нищие были желанными постояльцами в бедных городских кварталах: плата подённая или понедельная за угол, ночлег намного превосходила взимаемую обычно с ремесленников за аренду жилья». (Там же, с. 38).