Форум СМИ-Политика, литература, телевидение • Просмотр темы - Кадет Милюков о советской школе

Кадет Милюков о советской школе

Кадет Милюков о советской школе

Сообщение Лукошков Владимир Яковлевич » 26 сен 2013, 19:28

П.Н.Милюков рассуждает о школьном образовании в Советской России
В «Учительской газете» (1990 год, №11,март) опубликована цитата из его «Очерков по истории русской культуры», Париж, 1931):

Школьное образование и «социальное воспитание» - эти два понятия советским педагогам никогда не удавалось привести в полное согласие.


На первом съезде работников просвещения Ленин употребил энергичную фразу: «Победу революции может закрепить только школа». Сидевший возле него официальный руководитель Наркомпроса Луначарский заметил ему на это: «Уж очень Вы крепко насчёт нашей школы сказали». Ленин пояснил: «Я хотел этим сказать, что воспитанием будущих поколений закрепляется всё, что завоёвано революцией».
«Воспитание будущих поколений» есть, конечно, понятие более широкое, чем работа учителя в школе. И мы увидим, как марксисткая педагогика заменила идею «народного образования» идеей «социального воспитания». Но и при такой расширенной постановке первая роль всё же принадлежала народному учителю. И очень часто приводилась другая фраза Ленина: «Учитель в социалистическом государстве должен стоять на такой высоте, на которой он никогда не стоял в буржуазном государстве». Школьное образование и «социальное воспитание» - эти два понятия никогда советским педагогам никогда не удавалось привести в полное согласие. Как видно будет дальше, конфликт между ними неизбежно вытекал из сопротивления «среды». Но в идее то и другое должно было служить одной цели, намеченной Лениным: созданию нового поколения людей, от деятельности которых зависела степень быстроты превращения России в социалистическое государство.
Естественно, что эта задача существенно отлична от той, которую преследовали даже самые радикальные педагоги предшествовавшего периода, находившиеся, как мы знаем, в непрерывном конфликте с правительством старого режима и с его попытками опереться на духовное ведомство. Те прежние руководители школы, работавшие в союзе с земством как его «третий элемент», конечно, тоже стремились создать новую школу, построенную на началах, выработанных современной европейской педагогией. Но их взгляды опирались также и на традицию прогрессивной русской педагогической школы. Согласно этим взглядам, школа должна была быть построена на идее общего и одинакового преподавания для всех, на развитии самостоятельности личности и её природных задатков, на новом понимании школьной дисциплины, на применении новых методов преподавания, цель которых – учить детей не словам, а вещам, - и тем будить в них с самого начала самодеятельность мысли и воли, наконец, на упрощении формальной стороны обучения элементарным навыкам чтения, письма и счёта. Многое из этих взглядов и привычек преподавания перешло и к учителям советского периода. Но по мере того как школьному преподаванию ставилась внешняя ему, политическая цель, все эти идеи получили лишь служебное значение для достижения главной задачи. И новейшим педагогам-большевикам пришлось подводить передовые учения мировой педагогии к извне поставленным задачам. Они искали – и нашли – новые авторитеты, дававшие им основание оторвать новую педагогику от старой русской традиции. Но главнейшие из этих авторитетов – авторитеты обязательные, это были всё же Маркс, Энгельс и Ленин, хотя ни тот, ни другой, ни третий не занимались специально школьными вопросами. Всё равно именно из их попутных и беглых высказываний надо было извлечь начала, способные превратить новейшую европейскую педагогику в марксистскую.
Лукошков Владимир Яковлевич
 
Сообщения: 873
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 23:18

Вернуться в Политика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6