ИГОРЬ ХАРИЧЕВ: Сотрудник аппарата правительства РФ поведал мне, что решение по зданиям принимал Медведев, и вовсе не из желания отдать их задешево друзьям президента, а из желания заделать бреши в бюджете. Продавая здания, которые сейчас используют институты РАН, правительство надеется пополнять бюджет в ближайшие годы. То есть РАН по-прежнему будет управлять научными институтами, но их будут сокращать, объединять, переселять, а освободившиеся здания — продавать. Так что Путин не мог остановить прохождение законопроекта отнюдь не потому, что считал невозможным пойти против Медведева (что за глупости!), а потому, что прекрасно знает о грядущих проблемах и поддерживает такой вариант пополнения бюджета. Ситуация в полном соответствии с басней Крылова: «Ты, любезный мой РАН, виноват уж тем, что хочется мне кушать…».
Что ж, численность некоторых институтов можно сократить в разумных пределах, не разрушая научного потенциала института. Реально и слияние некоторых институтов, хотя потенциал таких слияний ограничен. Какое-то число зданий освободится и будет продано. Ясно, что правительство через агентство и другими способами будет давить на Фортова, добиваясь бóльших сокращений и слияний. А Фортов будет сопротивляться, время от времени делая вынужденные уступки.
И тут встает вопрос: не будет ли продажа институтских зданий лишь временной мерой спасения бюджета? Ведь даже если пустить с молотка все здания РАН, эти деньги не беспредельны и довольно быстро кончатся. И почему, собственно говоря, пополнять бюджет надо за счет зданий, используемых институтами РАН? Почему не за счет отказа от имиджевых проектов, которые не только весьма затратны сами по себе, но и неминуемо связаны с огромными коррупционными потерями? Понятное дело, Олимпийские игры в Сочи уже не отменить. Но, может, отказаться от Чемпионата мира по футболу в 2018 году и от ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге? Серьезную добавку бюджету принесет и реальная борьба с коррупцией, поглощающей миллиарды, и сокращение безмерно раздутого числа чиновников, получающих большие зарплаты ни за что. И почему нет ставки на рост сферы производства? Потому что правительство бессильно увеличить поступления в бюджет от несырьевых отраслей экономики? Тогда стоит задать вопрос об эффективности нынешнего правительства и целесообразности продолжения его деятельности.
Гораздо более надежным источником финансовых поступлений в бюджет мог бы стать малый и средний бизнес, которого у нас практически нет, тогда как в экономически развитых странах именно он обеспечивает значительные поступления в казну. Малый и средний бизнес гораздо более восприимчив к инновациям, поскольку он более гибок, чем крупные корпорации. Но для его становления надо выстроить правовое государство, прежде всего честный суд, свести на нет произвол чиновников, спецслужб и правоохранителей. То есть замахнуться на устои нынешней власти.
Может статься, что слова моего знакомого из аппарата правительства не отвечают действительности и наезд на РАН вовсе не связан с попытками подлатать пустеющий бюджет. Просто нынешней власти ненавистна государственная организация, в которой действуют демократические механизмы и не чиновники принимают основные решения и распределяют финансовые средства. Согласитесь, трудно исключить такую возможность.
История с РАН, завершение которой еще впереди, лишнее подтверждение того, что действующая власть не в состоянии обеспечить нормальное развитие России, что социальные проблемы будут только нарастать, грозя серьезными потрясениями. Этой власти пора уйти.
http://ej.ru/?a=note&id=13289