Прямое действие и противодействие. Вместо заключения
«Помню, как Суслов и его чиновники из Отдела пропаганды ЦК начали «дело Даниэля и Синявского». Это дело очень походило на позорную войну Хрущева против Бориса Пастернака. Тогда тоже со страниц газет не сходила площадная ругань в адрес поэта, которая уронила во всем мире престиж нашей партии и государства», — вспоминал Анастас Микоян в своих мемуарах «Так было».
Очевидно, что международный престиж государства как для Суслова, так и для его идейных преемников, в 2023 году инициировавших обескураживающее своей «советскостью» «театральное дело» против драматурга Светланы Петрийчук и режиссерки Евгении Беркович, играл роль третьестепенную.
Как и для призвавшего «уничтожить» Бориса Акунина депутата Гурулева, как и для чиновников, организовавших обыски в издательстве «Захаров», публиковавшем «подлежащего уничтожению» писателя, как и для Московского культурного департамента, разгромившего «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, как и для людей, ответственных за замену персонажа Максима Виторгана в сериале «Контакт» на дипфейк. На этой стадии «на идеологии не экономят», видимо, даже если ради нее необходимо поставить вопрос об убийстве литератора.
В сущности, до второй половины 2023 года, которая для российской культуры открылась арестом Беркович и Петрийчук, к совсем уж откровенным репрессиям в отношении «креативного класса» власти старались не прибегать и все же соблюдали некую аккуратность. Однако если верить источникам «Медузы»***, близким к Кремлю,
в конце 2023-го началась координированная кампания по преследованию неугодных деятелей культуры, в особенности писателей — с отказом от попыток возвращения в РФ «умеренных» деятелей и корректировкой курса на уголовные дела, давление на издательства и пополнение списков террористов и экстремистов.
Как мы увидели неделю назад, реестр этого инструментария пополнился еще и дипломатическими заговорами — и, исходя из анализа динамики эволюции неосусловизма, нет никаких оснований полагать, что кремлевский арсенал в ближайшее время не разрастется дополнительными рычагами культурных репрессий.
Предприняв в этом эссе попытку составить исчерпывающий «портрет» эпохи неосусловизма, которая, впрочем, пока и не думает прекращаться, в заключение текста мы оказались перед не самым простым нравственным вопросом: а как в этих условиях деятели культуры с антивоенной позицией (или же вовлеченные в кейсы с ЛГБТ-пропагандой) могут продолжать работу, не погружаясь в отчаяние и апатию?
Кажется, по состоянию на февраль 2024-го на него существуют два варианта ответа. Первый согласован администрацией президента России и сводится к тому, что для «отпущения грехов» необходимо принять кремлевскую «систему покаяний». Она, как можно судить из историй с Ромой Зверем, Димой Биланом или Филиппом Киркоровым, состоит или в поездке в Донбасс, или в пожертвовании гонорара на гуманитарную помощь с публичным осуждением действий ВСУ.
Вторую же опцию мне в недавнем интервью озвучил иммигрант, «иностранный агент» и лидер группы «Ногу свело!» Макс Покровский, в феврале 2022 года всецело переориентировавший свое творчество на лозунговые антивоенные композиции.
Цитата
«Да, жилплощадь нашей семьи сократилась. Денег в кармане стало меньше, но с голоду никто не умер. Я являюсь лидером замечательного коллектива… Мы работаем нашей командой, работаем семьей… У меня есть прекрасная студия. Она скромная, но прекрасная. Она находится в центре вселенной под названием Нью-Йорк… Я есть. Мы есть… Наша команда, наша семья, наша группа. Так же и те артисты, которые принимают участие в этом Ромином проекте («После России» Ромы Либерова, альбоме-сборнике песен артистов-эмигрантов 2020-х на стихи эмигрантов 1920-х. — Ред.). Мы не молчим, мы не сдохли с голоду, мы, в той или иной степени, ассимилировались. И, наверное, мы есть друг у друга, потому что все-таки, несмотря на то что мы, артисты, — народ странный и не всегда друг с другом ладим, все равно в рамках этого, вот уже второго проекта — мы есть».
Вероятно, пока что существует и третий вариант, заключающийся в отказе от каких-либо публичных комментариев и сохранении нейтралитета «до последнего». Но если браться за прогнозы культурных итогов года, начавшегося с отмены концертов предельно аполитичной певицы за «отсутствие позиции по СВО» и операции по депортации также объективно не самой протестной русскоязычной рок-группы, допустимо предположить, что к 2025 году эту опцию власти окончательно ликвидируют. Потому что речь идет все же о догматизме советского типа — с нулевой толерантностью даже к латентным намекам на инакомыслие
.