Форум Литературной газеты-Политика, литература, телевидение • Просмотр темы - Неосусловизм

Неосусловизм

Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 02:56

Неосусловизм
Какие инструменты использует Кремль для уничтожения современной русской культуры
Андрей Сапожников
Неосусловизм

Петр Саруханов / «Новая газета»

Уже почти два года «управление в сфере культуры», реализуемое российскими властями, идет по концептуально-стилистическому пути, на который ранее постсоветская Россия не сворачивала даже в самые кризисные для ее политической системы периоды. Это, разумеется, уже ни в коем случае не свободные от «идеологического намордника» 1990-е, когда контакты истеблишмента с деятелями культуры преимущественно ограничивались приглашениями последних к участию в туре «Голосуй или проиграешь», совсем не «ранний» Путин с отстаивавшим доброе имя Владимира Сорокина перед «Идущими вместе» министром культуры Швыдким, не сурковские заигрывания с рокерами и либеральными режиссерами и даже не посткрымский реакционный поворот, в рамках которого артист все же мог безопасно сохранять «пионерское расстояние» с ультрапатриотической повесткой — и не только из эмиграции.

В 2022-м для института cultural governance в РФ началась принципиально новая эпоха, которую прежде всего отличает беспрецедентно, патологически высокое внимание государства к сферам культуры, в которые ранее оно «заглядывало» довольно редко. Неожиданно литераторы из малотиражных снобов из «Жан-Жака» перевоплотились в — ни много ни мало — настоящих инженеров человеческих душ, достойных травли, признания террористами и изъятия книг из магазинов; культовые, «забронзовевшие» музыканты начали становиться «иноагентами» и объектами дипломатических заговоров, а обслуживающие совсем уж нишево-«высоколобую» аудиторию драматурги — фигурантами резонансных уголовных дел советского пошиба. Что происходит?

В нашем контексте важно не размывать этот вопрос до погружения в причины и потенциальные последствия происходящего, но остановиться именно на его «механическом» аспекте.

Происходит не что иное, как уничтожение независимой русской культуры посредством маргинализации, травли, принуждения к лояльности, запретов, карательной цензуры, арестов, угроз, стигматизации и прочих репрессивных мер, направленных против деятелей искусств.
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 02:57

Фактически, безо всяких преувеличений и патетики, речь идет о государственном терроре, развернутом против конкретной социальной группы — участников культурного процесса в современной России, не относящихся к условному безруко-газмановскому клану «доверенных лиц» и не готовых своевременно поставить подпись под «письмом в поддержку…», съездить в Донбасс или выступить на концерте «в честь присоединения…». Этот террор серьезно угрожает их безопасности и создает невыносимые условия работы, превращая внутреннее культурное пространство в монопольный синдикат сервильных воспевателей конъюнктуры, чьи голоса сейчас — вследствие противоестественных государственных махинаций — звучат громче, чем когда-либо прежде.

Культурный террор 2022–2024 очень эффективен — вероятно, это самая масштабная кампания по «отмене» целой плеяды выдающихся артистов в современной мировой истории, чья эффективность объясняется тремя причинами:

Кремлевская «культурная политика» 2020-х — это своего рода радикальная квинтэссенция самых порочных практик путинской эпохи по, скажем, коммуникации с интеллигенцией, опробованных за 20 лет диктатуры. Собственно, если скрестить, к примеру, историю с разгромом издательства «Ультра.Культура» в середине двухтысячных, уголовное дело против организаторов выставки «Запретное искусство-2006» в Сахаровском центре*, кейс Pussy Riot и серию срывов концертов молодежных исполнителей в 2018 году, а затем возвести эту мозаику в абсолют, то станет очевидно, что репрессии 2020-х — это лишь масштабирование уже давно накопленного, изрядно пристрелянного арсенала.
У кампании 2022–2024 очень солидная теоретическая база — причем ее архитекторы могут об этом даже не подозревать. На мой взгляд, кремлевские культурные практики 2020-х идеологически родственны двум феноменам — маккартизму и воззрениям Михаила Суслова, в период его членства в Политбюро определявшим политику КПСС в отношении деятелей культуры.
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 02:58

Из обоих феноменов администрация президента России извлекла «лучшее»: у маккартизма были позаимствованы склонность к истерическим преувеличениям, медиаатакам и навешиванию ярлыков. В частности, известно, что сам сенатор Маккарти (об этом упоминается в его же книге «Бой за Америку») однажды обвинил американские власти в пособничестве китайским коммунистам из-за инцидента со сбросом 120 тонн поврежденных боеприпасов, предназначавшихся для Гоминьдана, в Индийский океан — с санкции самого правительства Китайской республики (сенатор в выступлении увеличил сумму до 120 тыс. тонн и подал эту историю как предательство, об упомянутой мною санкции умолчав). Такой же подход в эпоху маккартизма применялся и в культурной регуляции: писатель Ирвин Шоу был провозглашен коммунистом в близкой к ФБР брошюре Red Channels за поддержку петиции с просьбой пересмотреть обвинения против голливудских сценаристов, отправленных в тюрьму за «антиамериканскую деятельность», — за что также был включен в черный список Голливуда и был вынужден эмигрировать в Европу.

У Суслова же его преемники подглядели совершенно дуболомный догматизм, вместо ортодоксального марксизма поместив в его основу ортодоксальный путинизм, который с сусловскими принципами «на идеологии не экономят» или «я этой книги не читал… но публикация этого произведения нанесет вред коммунизму, советской власти, советскому народу» — рассматривающими деятелей культуры как идеологических винтиков, подчиненных целям правящей группы — сращивается весьма успешно. И почему бы тогда, как минимум для удобства и по аналогии с неомаккартизмом, не обозвать обсуждаемый феномен неосусловизмом?

Неосусловизм, обретший название лишь в предыдущем абзаце, в отличие от маккартизма или даже разрозненных «доктрин» Владислава Суркова (см. «Тексты 97–07», изд. «Европа», 2008), никак не кодифицирован и не описан — из-за его новизны и бурного развития в реальном времени. И вторую часть этого эссе я хочу посвятить именно деконструкции неосусловизма, по микроглавам разложив ключевую причину его эффективности — его инструментарий.
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 03:00

Теневая дипломатия и игра на ложках перед сокамерниками

Если проанализировать хрестоматийные примеры моральной паники, например, «Сатанинскую панику» 1980-х или популяризацию теории «Сионистского оккупационного правительства» среди сторонников ультраправых движений по всему миру, можно отметить, что распространение истерии в этих случаях не в последнюю очередь было связано с «повсеместностью» теорий, на которых она базировалась.

Допустим, существует всемирный заговор сатанистов, совершающих ритуальные убийства, как в США, так и даже в ЮАР, — и повинны в этом и хиппи из нью-эйдж коммун, и мормоны, и социальные службы — и в целом любые другие акторы общественной жизни, потому что в условиях неопределенности и «безграничности» всей истории с «сатанинской паникой» социальная настороженность возросла до такого уровня, что американские родители стали бояться отпускать своих детей в школу.

До сатанинских заговоров кремлевской администрации пока несколько далеко, однако принцип почти что конспирологической глобальности, выраженной в явном выходе за пределы декларируемой «диктатуры закона», ей удалось апробировать — причем совсем недавно.

Задержание участников группы «Би 2» в Таиланде, по данным The Guardian и ряда российских оппозиционных политиков, организованное МИД РФ через давление на тайскую сторону (МИД РФ официально опроверг подобные предположения. — Ред.) с целью депортации музыкантов в Россию, крайне симптоматично, во-первых, как признак повышения «уровня опасности» артистов в роли объектов государственного надзора, а во-вторых, именно как фактор глобализации моральной паники из-за репрессий военного времени.

В 2022–2023 годах новинкой считались объявление деятелей культуры в международный розыск, заочные приговоры и аресты за «фейки» — как, к примеру, в деле Дмитрия Глуховского (ко всему прочему еще и признанному «иноагентом»). Но ввиду ограниченности юрисдикции РФ, собственно, ее границами подобные меры ни в символической, ни в практической плоскости не имели веса — поскольку большинство публичных критиков режима на момент «арестов» давно находились за рубежом.

Но случай с «Би 2» во многом стер эту дистанцию, чем спровоцировал панику и дискуссию об опасности «дружественных» РФ стран для политической эмиграции. Никогда ранее в постсоветской России музыкант, писатель или актер не становился предметом спецопераций по экстрадиции или внешнеполитических манипуляций в целом, если не причислять к творческой когорте автора книги «ФСБ взрывает Россию», выходца из КГБ Александра Литвиненко.
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 03:01

Действительно, в недавнем прошлом подобные «дипломатические» тактики, как правило, применялись к «предателям» режима в несколько иной интерпретации этого слова — к грушникам или фээсбэшникам, бежавшим из РФ и начинавшим за границей сотрудничать с западными спецслужбами, вроде того же Литвиненко или Скрипаля. Но в 2024-м те же персоны, чьи фамилии упоминались в СМИ в связи с делами по ликвидации «предателей»-спецслужбистов, взялись за музыкантов: «Группу «Би 2» во время специальной военной операции, к моему глубокому разочарованию, можно охарактеризовать только как «подонки»… Скоро играть и петь они будут на ложках и на металлических тарелках, выплясывая чечетку на глазах у сокамерников. Лично я бы с огромным удовольствием на это посмотрел», — прокомментировал задержание «Би 2» депутат Госдумы Андрей Луговой, которого британский суд считает исполнителем убийства Литвиненко.

И эта угроза игрой на ложках в тюремной камере еще месяц назад прозвучала бы как внеочередная «официозная горячка», но на фоне системной активности правительства России в русле ухудшения жизни нелояльных артистов за границей, наметившейся в начале 2024-го, ее, вероятно, стоит воспринять более серьезно.

В частности, инциденты с запретами на въезд в ОАЭ «иноагенту» Моргенштерну, а «иноагенту» Максиму Галкину — в Индонезию, отменой концертов комика Руслана Белого в Таиланде и Индонезии, вкупе с ощутимым риском выдачи «Би 2» российским властям при невмешательстве в историю дипломатов западных стран и — что мне кажется немаловажным — на фоне скандала вокруг предполагаемых связей депутата Европарламента Татьяны Жданок с ФСБ — указывают на сохранение РФ существенного влияния на международные процессы.

И эту «невидимую руку» российские власти, очевидно, охотно готовы использовать для преследования антивоенных деятелей культуры по всему миру (пока что хотя бы в «дружественной» Азии) и поддержания атмосферы моральной паники и в эмигрантской среде тоже, что, судя по всему, в 2024-м артистам следует учитывать при выборе стран для проживания и выступлений.

Лавандовая стигматизация

Андрей Луговой — самопровозглашенный специалист по «подонкам» и «предателям», и профиль этот он конвертирует не только в высказывания про ложки и чечетки, но и в скрытые призывы к самосуду — в духе «Свободного радио и телевидения тысячи холмов», в ходе геноцида в Руанде озвучивавшего адреса проживания тутси для физической расправы над ними.

«Для тех, кто лично хочет довести до Аси, что предательство своей страны — это самый страшный грех», — такой подписью Луговой сопроводил ныне удаленную публикацию в своем telegram-канале, в которой был выложен домашний адрес писательницы Аси Казанцевой.

Подобное приглашение к личному разъяснению греховности «предательства» девушке с годовалым ребенком, точно так же, как и регулярные признания деятелей культуры «иностранными агентами», провокации прокремлевских пранкеров с «вытягиванием» из них радикальных реплик политического характера и, например, недавний скандал с «голой вечеринкой» — в которой, что примечательно, участвовали в основном «артисты-конформисты» без какого-либо антивоенного бэкграунда, можно описать как инструмент по дистанцированию культурной сферы от того, что власть понимает под «простым народом».
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 03:03

Неосусловизм в принципе допустимо рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на маргинализацию любых неофициозных, отклоняющихся от «генеральной линии партии» проявлений культурной жизни. Для этой цели репутация прокремлевских артистов усиленно охраняется и «лакируется» властями (в качестве примера — недавнее специальное заявление представителя МВД о том, что «у полиции нет вопросов» к певцу SHAMAN по пропаганде ЛГБТ**), а членов «противоположного лагеря», напротив,

Кремль либо вынуждает через придворных пранкеров проговаривать casus belli для развертывания персональных репрессий, либо через пропаганду встраивает деятельность антивоенных персоналий в условные «общественно осуждаемые» каноны. Которые обычно тоже конструируются искусственно.
SHAMAN. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

SHAMAN. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Например, возведя травлю квир-сообщества в ранг чуть ли не главного столпа конституционного строя РФ, российские власти получили в свои руки инструмент легитимации наказания как авторов young-adult романов вроде «Лета в пионерском галстуке» (признанных «иноагентами» и лишенных возможности публиковать книги в России), так и знаменитостей на вечеринке со специфическим дресс-кодом. Это, в сущности, та же «Лавандовая паника» времен маккартизма, базировавшаяся на тезисе о том, что ЛГБТ-сообщество представляет угрозу для нацбезопасности США из-за восприимчивости к коммунизму.

Неосусловизм же намного шире маккартизма, из-за чего стигматизация в его рамках происходит не по принципу точечной дискриминации, а через модернизированный фильтр «вреда коммунизму, советской власти, советскому народу». Показателен совсем недавний случай с отменой концертов Кристины Орбакайте в Сибири по доносу прокремлевских активистов, назвавших певицу «дочерью иноагента» (что не соответствует действительности), «не определившейся со своей позицией по поводу СВО».

То есть если в начале 2022 года, на первой фазе конфликта, проблемы у деятеля культуры могли возникнуть из-за прямой критики курса российских властей, то сейчас для их обретения достаточно «не определиться».

Определиться же с позицией артистам часто помогают пранкеры, подводя под монастырь публичных персон и расчищая для властей оставшиеся для начала организованной травли барьеры. Так, еще в мае 2022-го из Московского театра им. Евгения Вахтангова был уволен режиссер Римас Туминас за согласие в телефонном разговоре поставить в Украине спектакль «Мой друг Бандера» — аналогичные истории за последние месяцы произошли с Борисом Акуниным*, Дмитрием Быковым*, Людмилой Улицкой и Михаилом Веллером, зачастую заканчиваясь для них невозможностью продолжения творческой деятельности внутри России в какой-либо форме.

В этом цель стигматизации культуры и состоит. Пропаганда же готовит для ее восприятия необходимую модель общественного мнения, в которой унижения и травля людей, определивших культурный ландшафт современной России, должны восприниматься как «естественное самоочищение общества». Если этот инструмент свою функцию выполняет недостаточно эффективно, у властей всегда есть финальный аргумент.
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Неосусловизм

Сообщение Историк » 09 фев 2024, 03:05

Прямое действие и противодействие. Вместо заключения

«Помню, как Суслов и его чиновники из Отдела пропаганды ЦК начали «дело Даниэля и Синявского». Это дело очень походило на позорную войну Хрущева против Бориса Пастернака. Тогда тоже со страниц газет не сходила площадная ругань в адрес поэта, которая уронила во всем мире престиж нашей партии и государства», — вспоминал Анастас Микоян в своих мемуарах «Так было».

Очевидно, что международный престиж государства как для Суслова, так и для его идейных преемников, в 2023 году инициировавших обескураживающее своей «советскостью» «театральное дело» против драматурга Светланы Петрийчук и режиссерки Евгении Беркович, играл роль третьестепенную.

Как и для призвавшего «уничтожить» Бориса Акунина депутата Гурулева, как и для чиновников, организовавших обыски в издательстве «Захаров», публиковавшем «подлежащего уничтожению» писателя, как и для Московского культурного департамента, разгромившего «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, как и для людей, ответственных за замену персонажа Максима Виторгана в сериале «Контакт» на дипфейк. На этой стадии «на идеологии не экономят», видимо, даже если ради нее необходимо поставить вопрос об убийстве литератора.

В сущности, до второй половины 2023 года, которая для российской культуры открылась арестом Беркович и Петрийчук, к совсем уж откровенным репрессиям в отношении «креативного класса» власти старались не прибегать и все же соблюдали некую аккуратность. Однако если верить источникам «Медузы»***, близким к Кремлю,

в конце 2023-го началась координированная кампания по преследованию неугодных деятелей культуры, в особенности писателей — с отказом от попыток возвращения в РФ «умеренных» деятелей и корректировкой курса на уголовные дела, давление на издательства и пополнение списков террористов и экстремистов.

Как мы увидели неделю назад, реестр этого инструментария пополнился еще и дипломатическими заговорами — и, исходя из анализа динамики эволюции неосусловизма, нет никаких оснований полагать, что кремлевский арсенал в ближайшее время не разрастется дополнительными рычагами культурных репрессий.

Предприняв в этом эссе попытку составить исчерпывающий «портрет» эпохи неосусловизма, которая, впрочем, пока и не думает прекращаться, в заключение текста мы оказались перед не самым простым нравственным вопросом: а как в этих условиях деятели культуры с антивоенной позицией (или же вовлеченные в кейсы с ЛГБТ-пропагандой) могут продолжать работу, не погружаясь в отчаяние и апатию?

Кажется, по состоянию на февраль 2024-го на него существуют два варианта ответа. Первый согласован администрацией президента России и сводится к тому, что для «отпущения грехов» необходимо принять кремлевскую «систему покаяний». Она, как можно судить из историй с Ромой Зверем, Димой Биланом или Филиппом Киркоровым, состоит или в поездке в Донбасс, или в пожертвовании гонорара на гуманитарную помощь с публичным осуждением действий ВСУ.

Вторую же опцию мне в недавнем интервью озвучил иммигрант, «иностранный агент» и лидер группы «Ногу свело!» Макс Покровский, в феврале 2022 года всецело переориентировавший свое творчество на лозунговые антивоенные композиции.
Цитата

«Да, жилплощадь нашей семьи сократилась. Денег в кармане стало меньше, но с голоду никто не умер. Я являюсь лидером замечательного коллектива… Мы работаем нашей командой, работаем семьей… У меня есть прекрасная студия. Она скромная, но прекрасная. Она находится в центре вселенной под названием Нью-Йорк… Я есть. Мы есть… Наша команда, наша семья, наша группа. Так же и те артисты, которые принимают участие в этом Ромином проекте («После России» Ромы Либерова, альбоме-сборнике песен артистов-эмигрантов 2020-х на стихи эмигрантов 1920-х. — Ред.). Мы не молчим, мы не сдохли с голоду, мы, в той или иной степени, ассимилировались. И, наверное, мы есть друг у друга, потому что все-таки, несмотря на то что мы, артисты, — народ странный и не всегда друг с другом ладим, все равно в рамках этого, вот уже второго проекта — мы есть».

Вероятно, пока что существует и третий вариант, заключающийся в отказе от каких-либо публичных комментариев и сохранении нейтралитета «до последнего». Но если браться за прогнозы культурных итогов года, начавшегося с отмены концертов предельно аполитичной певицы за «отсутствие позиции по СВО» и операции по депортации также объективно не самой протестной русскоязычной рок-группы, допустимо предположить, что к 2025 году эту опцию власти окончательно ликвидируют. Потому что речь идет все же о догматизме советского типа — с нулевой толерантностью даже к латентным намекам на инакомыслие
.

https://novayagazeta.ru/articles/2024/0 ... osuslovizm
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9980
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29


Вернуться в Общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1