"Однако, все больше становясь местом музыкальных встреч, пенья была несколько оторвана от
реальной чилийской жизни. У нее не было связей ни с профсоюзным движением, ни с рабочим
классом как таковым, хотя все ее ведущие участники были пролетарского происхождения, чем очень
дорожили. Пенья оставалась скорее экспериментальной лабораторией с элитарной публикой в
качестве зрителей. Тем не менее, предоставляя артистам возможности для совместной работы и
обмена идеями, именно она способствовала рождению нового музыкального движения, прочно
основывающегося на латиноамериканской традиции.
По возвращении в 1965 году из Европы, Виолета застала это начинание своих детей уже
утвердившимся и процветающим. Сначала она пела вместе с ними, но уже в то время готовилась к
осуществлению собственного замысла, который давно лелеяла. В конце концов она получила
разрешение муниципалитета Ла-Рейна, предместья Сантьяго, где она жила, на установку небольшого
балагана, который вскоре превратился в культурный центр народного искусства и ремесел. Он
привлекал совершенно иную публику, чем та, что собиралась на улице Кармен, 340. Поскольку
балаган находился в отдаленном предместье, мы сумели выбраться туда лишь несколько раз.
Однажды, помнится, мы застали Виолету на примитивной кухне под открытым небом — она
занималась приготовлением еды к вечернему приему посетителей. В другой раз мы пришли на
празднование Дня независимости, когда все исполнители народных песен собирались вокруг Виолеты.
Однако балаган этот был неуютным, холодным местом, которому недоставало интимности пеньи.
Даже имя и репутация Виолеты Парра не могла привлечь достаточного количества публики.
В середине шестидесятых годов Виолета была значительной фигурой. и ее исследовательская
работа считалась образцом для подражания; однако она была сложной личностью, с трудным
характером.
Только в 1966 году, незадолго до ее смерти, молодые композиторы начали в полной мере
осознавать нравственное значение ее творчества.
Помню, однажды мы засиделись допоздна в пенье, и Анхель поставил только что выпущенную пластинку с записью последних песен Виолеты;
тогда-то мы впервые услышали «Благодарение жизни».
Виктор был растроган до слез.
А несколько месяцев спустя, 5 февраля 1967 года, Виолета, оставшись одна, покончила с собой.
Лишь впоследствии пришло к ней всеобщее признание, которого она заслуживала.
Позднее Виктор говорил:
«Пока Виолета была жива, никто из нас не мог сказать, что она подлинно народная артистка.
Мы даже критиковали ее. Но время и народ сами признают ее. Лучшие годы своей
жизни она прожила в гуще народа: среди крестьян, рудокопов, рыбаков, ремесленников, индейцев Анд
— на севере, среди жителей Чилоэ — на юге. Жила с ними, делила их труд, радости и печали, была их
плотью и кровью.
Только поэтому она смогла создать песни «Что скажет святой отец?», «К центру несправедливости» и другие,
которые останутся в истории нашей страны как зарождение новой песни...»
_______________
Альбомы одним роликом
Виолета Парра -Las últimas composiciones de Violeta Parra (1966)
http://video.yandex.ru/users/radiovictorjara/view/41/
Violeta Parra — 1999 – Antología (2 CD)
http://video.yandex.ru/users/radiovictorjara/view/71/